Встреча-презентация клуба для любознательных «Почемучка»

Действующие лица: мальчик Почему и девочка Отчего — герои детского познавательного журнала «Отчего и почему», Кот Ученый, два Разбойника, Почемучка, участники клуба, Шапокляк, руководитель клуба.
(Под звуки песни «Почемучка» ребят встречают Отчего и Почему)

Отчего: Здравствуйте, друзья!
Почему: Всем привет!
Отчего: Разрешите представиться: меня зовут Отчего.
Почему: Как вы думаете, а как зовут меня?
(Дети высказывают свои предположения)
Почему: Я вам подскажу: мое имя произносят все любознательные.
(Дети называют имя)
Отчего: Мы – герои познавательного журнала «Отчего и почему».

Почему: Нас пригласил сегодня в гости наш друг Почемучка, но что-то его нет. (Оглядывается по сторонам, находит карту) Смотрите: карта…
Отчего: …и записка.
(Читают вместе) «Дорогие друзья, приглашаю вас в страну вопросов и ответов. До скорой встречи, Почемучка».
Почему: Это значит, что Почемучка приглашает отправиться в путешествие. Ребята, вы — с нами?
Дети: Да!
Отчего: Ее вы не найдете на глобусе и карте,
О ней не прочитаете в учебниках своих.
Попасть в страну лишь смогут те ребята,
Что прочитали сами немало детских книг.
Почему: (Рассматривает карту страны почемучек) Итак, наш маршрут пройдет через залив Сказок, реку Приключений, площадь Искусств, лес — Мир чудес, гору Знатоков.

(Звучит песня «В гостях у сказки». Под музыку ведущие танцуют, к ним присоединяются зрители, при появлении Кота все расходятся в стороны)

Кот Ученый: Приветствую вас, друзья! Мур! Узнали меня? Да, я – Кот Ученый, живу в волшебном Лукоморье, про которое А.С. Пушкин написал. А знаете ли вы, что означает Лукоморье? (Ответы детей) Правильно, слово «лукоморье» означает «морской берег», точнее – «морская дуга». А кто прочитает стихи про мою волшебную родину?
(Вызывает несколько желающих, один начинает рассказывать стихотворение, продолжает тот, на кого Кот указывает. Кто не сбился — тот и победитель)
Кот Ученый: Страна сказок огромна и удивительна! Кого здесь только не встретишь?! Волшебники, гномы, принцессы, витязи… «В некотором царстве, в некотором государстве…» «Жили- были…» Читая чарующие строчки сказок, сам становишься мечтателем и немного волшебником. Впрочем, что-то я отвлекся. Я — большой знаток сказок, и хочу вам устроить небольшой экзамен, чтобы вы смогли свои познания сказочные показать. (Проводит викторину по сказкам)
1. В какой сказке из ячменного зерна вырастает красивый цветок — тюльпан? (X. К. Андерсен. «Дюймовочка»)
2. Как звали корову Кота Матроскина? (Мурка)
3. Сколько человек тянуло репку? (Три)
4. В какой сказке живут два шагающих ведра? («По щучьему веленью…»)
5. Сколько лет прожил старик со своею старухой у «самого синего моря»? (Тридцать лет и три года)
6. Как называется летающий аппарат Бабы-яги? (Ступа)
7. Сколько золотых монет дал Карабас–Барабас Буратино? (Пять)
8. Как звали девушку, которая боялась жаркой погоды? (Снегурочка)
9. Кто обул кота в сапоги, надел на девочку красную шапочку, а на волка чепчик? (III. Перро)
10. Как звали волшебницу, которая боялась воды? (Бастинда)
11. Какой месяц в сказке «12 месяцев» подарил девочке подснежники? (Апрель)
12. Кто с кем такой дележ устроил: «Твои вершки, а мои корешки»? (Мужик и медведь из одноименной русской народной сказки)
13. Где правит король, который не может умножить сто на сто? (В Королевстве кривых зеркал)
14. Из какой сказки эти слова: «Яблонька, яблонька, спрячь нас»? («Гуси-лебеди»)
15. Что происходило с носом Пиноккио, когда он обманывал? (Нос удлинялся)

Кот Ученый: В каждой сказке есть волшебные слова, без которых не обойтись в пути. Скажите мне, кто из сказочных героев произносил волшебные заклинания: «Избушка- избушка, встань к лесу задом, ко мне передом…»; «Кара-барас»; «Мутабор»; «Свет мой, зеркальце, скажи..»; «Вот я, вот я превращаюсь в муравья», « Крекс-фекс-пекс»…

(Дети вспоминают сказки и дают правильные ответы)
Кот Ученый: Я вами доволен, дети, вполне. Мяу! Со сказкой вы не расставайтесь, детьми подольше оставайтесь! (Уходит)

(Звучит песня из м/ф «Приключения капитана Врунгеля».

Выходят Разбойники 1 и 2.
Разбойник(1): (обращается ко второму) Гляди, сколько гостей к нам пожаловало! Привет, ребятишки!
Разбойник(2): А это мы — разбойники, воришки!
Разбойник(1): А ну, скажите, какие книжки вы больше всего любите читать? (Ответы детей)
Ну, конечно же, приключения и ужастики!
Разбойник(2): А без кого не обходятся эти истории?
Дети. Без злых волшебников, пиратов, разбойников.
Разбойник(2): Правильно. Без нас, злодеев, ни одна сказка не обходится!
Разбойник(1): А если и обходится, то это уже не сказка, а манная каша на постном масле!
Разбойник (2): Объявляем наш конкурс. Кто назовет больше всего злодеев и чем каждый из них прославился, тот получит карту острова сокровищ.
(Дети называют отрицательных героев и их проделки:
Волк (съел козлят, притворялся бабушкой);
Гингема (вызвала ураган, чтобы погубить все живое на земле);
Шапокляк (доставляла немало неприятностей тем, кто не хотел с ней водиться, мешала строительству Дома дружбы);
Бармалей (пугал и похищал детей, обижал животных)…)
Разбойник(1): А я хочу вам показать кое-что из своих сокровищ. Вы должны определить, из каких книг они к нам попали.
(«На опознание» предлагают следующие предметы: перышко («Финист Ясный Сокол), зеркальце (А. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне…»), спичечный коробок (Э. Еестнер «Мальчик из спичечного коробка» или Ю. Томин «Шел по городу волшебник»), золотой ключик, телефон (К.Чуковский «Телефон»), рукавички и муфточка (Х.К. Андерсен «Снежная королева»), карандаш (Ю. Дружков «Приключения Карандаша и Самоделкина» или В. Сутеев «Мышонок и карандаш»), конфета (А. Линдгрен «Три повести о Малыше и Карлсоне») и др.)Разбойник(1): Надо же, все вещи узнали и даже книжки назвали!
Отчего: А все потому, что ребята много читают.
Почему: И вам советуем взяться за ум, а вещи верните законным хозяевам, они им очень нужны.
Разбойник(1): Мы постараемся.
Разбойник(2): Может, кто-нибудь из вас у нас останется? С такими умненькими детками жаль расставаться.
Отчего: Мы не можем здесь больше задерживаться, нам нужно двигаться дальше.
Почему: (смотрит по карте) Впереди у нас «Площадь искусств». А это значит, что здесь нужно проявить свой талант.
Отчего: Кто из вас, ребята, хочет спеть, станцевать или стишок нам рассказать?
(Дети исполняют номера художественной самодеятельности)
Почему: Спасибо вам, ребята, за выступление! Правильно Почемучка говорил, что вы очень талантливы.
Отчего: Только не надо стесняться. Здесь вас всегда поддержат.
Почему: Осталось нам взобраться на Гору загадок.
Отчего: Для этого нам нужно ответить на вопросы Профессора, с которым мы часто встречаемся на страницах журнала «Отчего и почему».
Отчего: Итак, наши вопросы –
Почему: … ваши ответы.
(Отчего и Почему поочередно задают вопросы, ответы дополняют)
Отчего: Зачем белке хвост? (Для красоты, для тепла, для полета)
( Правильный ответ: для полета)
Отчего: Конечно, пушистый хвост придает зверьку очарование, и в морозы можно укутаться, словно одеялом. Но главное предназначение беличьего хвоста — управлять полетом при прыжках с ветки на ветку. Одну из белок так и прозвали — летяга. Ее отличие от обычных белок — поросшая шерстью растяжимая перепонка, которая соединяет передние и задние лапки. Во время прыжка с дерева вниз белка растопырит все четыре лапы, перепонка натянется — и появляются у нее как бы крылья. Планируя на них, летяга может пролетать от дерева к дереву до 50 метров!
Почему: А я был очень удивлен, когда узнал, что идея очищать воду перед употреблением принадлежит вовсе не человеку. Как вы думаете, кто придумал фильтр для очистки воды? Даю подсказки: киты, верблюды, чайки, тюлени. (Ответы детей)
(Правильный ответ: чайки)
Почему: (дополняет) Чайки большую часть жизни проводят на море, где негде раздобыть пресной воды. Но мудрая природа наградила их особыми гландами, которые «работают» как фильтр, очищая воду от соли. Птицы набирают в горло соленую воду, а проглатывают уже пресную.
Отчего: У какой рыбы глаза сдвинуты на один бок? Варианты ответа: у камбалы, у электрического ската, у форели, у окуня.
(Правильный ответ: камбала. Эта рыба лежит на дне и плавает, как правило, на правом боку)
Почему: Назовите единственное в мире дерево с белой корой.
(Правильный ответ: береза)
Отчего: Изображение какой страны на географической карте напоминает кленовый лист?
(Правильный ответ: Республики Беларусь)
Почему: Кто выходит сухим из воды?
(Правильный ответ: водоплавающие птицы: гуси, утки…, а также бобры, выдры, ондатры)
Отчего: Что имеет рога, но не может бодаться? Подсказка: это – небесное светило.
(Правильный ответ: месяц)
Почему: Камень, глина, папирус, пергамент, береста. С какой целью использовались в старину эти материалы?
(Правильный ответ: для письма)
Почему: Многие в разговоре о темноте употребляют выражение: «Не видно ни зги». Что означает слово «зга»? Варианты ответа: тень, уголек, солнце, спичка.
(Правильный ответ: уголек)
Почему: (дополняет) Зга – так назывался последний уголек в кострище. На страницах журнала «Отчего и почему» вы найдете немало интересных историй о происхождении слов и выражений.
Отчего: А как говорят о лицемерном человеке, который любит притворяться?
Почему: Я догадался, в этом выражении упоминается крокодил.
(Правильный ответ: лить крокодиловы слезы)
Почему: Ребята, как вы думаете, отчего на самом деле плачут крокодилы? Затрудняетесь с ответом? Предлагаем версии: от жалости к жертве, от боли, от избытка соли, просто так.
(Правильный ответ: от избытка соли)

Отчего: Ученые установили, что крокодилы и в самом деле проливают обильные слезы. Но не из жалости к своей жертве, а от избытка соли. У рептилий есть особые железы, которые помогают почкам выводить из организма соли. Эти железы выделяют растворы солей и расположены у самых глаз крокодила. Почему: Получается, что когда они работают в полную силу, кажется, будто свирепый хищник плачет.
Отчего: А сейчас мы с вами поиграем в игру «Да или нет».
Почему: Это очень просто, мы задаем вопрос, а вы говорите: «Да» или «Нет».
(Отчего и Почему поочередно задают вопросы)
• Может ли сазан забраться в океан? (Нет, сазан — речная рыба)
• Может ли дрозд отморозить хвост? (Нет, он зимует на юге)
• Может ли оса взлететь на небеса? (Да)
• Может ли барсук залезть за шишкою на сук? (Нет, а вот белка может)
• Может ли тюлень на боку лежать весь день? (Да)
• Может ли пчела ужалить осла? (Да)
Отчего: Вот мы и дошли с вами до Страны вопросов и ответов. А теперь нужно произнести магические слова Почемучки или девиз вашего клуба.
(Дети хором произносят):
Пять тысяч Где,
Семь тысяч Как,
Сто тысяч Почему?
(Под веселую музыку появляется Почемучка в окружении 3-х детей)
Почемучка: Я – Почемучка, и тысячи книг
Читать, изучать с ранних лет я привык.
Пословицы знаю все-все наизусть,
Со мною не дружат ни скука, ни грусть.
А все почему? Потому,
Что я книги люблю
И в них ответ на любой на вопрос я найду.
Скорей подружитесь, ребята, со мной,-
В страну знаний и книг
Поведу за собой!
Здравствуйте, друзья! Как давно мы с вами не встречались, — целое лето! Надеюсь, каникулы хорошо провели? (Дети отвечают). Много ли книг прочитали?
(Ответы детей)
Почемучка: Значит, будет о чем рассказать на наших встречах. А у меня для викторин и конкурсов накопилось немало вопросов, ответы на которые вы найдете на страницах книг и познавательных журналов. Кстати, благодаря моим друзьям вы познакомились с очень интересным журналом. Вы запомнили, как он называется? (Ответы детей) Сегодня я со своими друзьями пригласил вас на эту встречу, чтобы познакомиться и подружиться.
Я приглашаю выйти сюда своих старых друзей, которые давно участвуют в работе клуба для любознательных «Почемучка».
(Выходят участники клуба и рассказывают о клубе, о своем участии в нем, чем каждого из них привлекает клуб)
Почемучка: Я думаю, пришло время познакомиться с моими новыми друзьями.
Жени руки вверх подняли.
Оли, Коли завизжали,
Насти, Маши в ладоши похлопали.
Миши, Саши засвистели,
Ани, Наташи присели.
Ксюши, Паши дружно мяукнули,
А Сережи немного похрюкали.
Про кого я не сказал, и сегодня промолчал,
Как единая семья,
Давайте крикнем дружно: «Я».
Почемучка: (собирается вручить детям буклеты, но не находит) Я приготовил для вас пригласительные билеты на наши мероприятия (растерянно смотрит по сторонам), но они куда-то пропали. (Замечает кошелек на веревочке). Ребята, это не вы потеряли кошелек? (Пытается поднять, кошелек подпрыгивает) Кажется, я знаю, чьи это проделки. А вы догадались?
Это чей там слышен голос,
Кто сует повсюду нос
Да еще шагает с крысой.
Кто ответит на вопрос?
Нет, не клоун, не чудак,
А старуха…
Дети (хором) Шапокляк.
Это дело рук Шапокляк.
(Под песню из м/ф «Крокодил Гена» появляется Шапокляк)

Шапокляк: Ха-ха-ха. Привет, девчонки-модницы – вертелки! Привет, мальчишки — компьютерные мышки! Как вам моя шуточка? Не понравилась? Вот и хорошо. Кто людям помогает, тот тратит время зря. Хорошими делами прославиться нельзя. Надеюсь, все вы узнали меня. Да, это я — лучшая старушка на свете, лучшая выдумщица и собирательница злых дел. А что это вы тут все собрались, ко мне в помощники записаться захотели?
Почемучка: Что ты, какие еще зле, здесь собрались ребята — большие любители книг.
Шапокляк: Никогда не любила читать. Пустая трата времени.
Почемучка: Тебе, наверное, просто не попадались хорошие книги.
Участник клуба (1): Приходи к нам, и ребята расскажут тебе об интересных книгах и журналах.
Участник клуба (2): Узнаешь много интересного о детских писателях.
Участник клуба (1): Одним словом, клуб организован для чтения и общения.
Участник клуба (3): Здесь можно интересно провести время и найти себе друзей!
Шапокляк: Что же получается?! Открывается еще один Дом дружбы? Всех детей хотите переманить, а мне где помощников для своих дел взять?
Почемучка: Да, наш клуб можно назвать Домом дружбы, потому что здесь можно не только интересно провести время, но и найти себе друзей!
Участник клуба (3): В клубе «Почемучка» можно проявить свой талант, принять участие в праздниках и сказочных представлениях в роли какого-нибудь сказочного героя.
Участник клуба (1): Знаешь, как весело у нас проходят праздники, мы приглашаем всех читателей.
Участник клуба (2): А, может, ты любишь сочинять сказки или стихи рассказывать, то порадуешь нас своим творчеством.
Участник клуба (3): Приходи к нам, у нас весело и интересно!
Шапокляк: Больно надо, я и сама могу себя потешить, хотите, покажу, какая я способная? Для начала я вам стихи прочитаю, но в некоторых словах я заменила буквы, погляжу, какие вы внимательные.
(Читает стихи, где последнее слово в рифму, но не правильно по смыслу)
Тает снег, течет ручей,
На ветвях полно врачей.
Синеет море перед нами,
Летают майки перед нами.
Сели в ложку и — айда!-
По реке туда — сюда.
Мы гуляли по дорожке,
А вокруг летали кошки.
Старый дедушка Пахом
На козе скакал верхом.
Мы у печки загорали,
В соду теплую ныряли.
Поручил отец Денису
В конуре покрасить крысу.
Посмотрите-ка, ребятки,
Раки выросли на грядке.
На полянке возле лип
Преогромный вырос гриб.
Шапокляк: Стишки читать умеет даже моя Лариска (достает из сумочки мышь, игрушка «читает» стихи) Видали? Моя школа. А хотите, дам вам несколько мудрых советов?
Почемучка: Если мудрых, то — пожалуйста.
(Шапокляк читает «Вредные советы» Г. Остера)
Отчего: Эти стихи сочинил Г.Остер, и написаны они для смеха, но не для подражания.
Шапокляк: Я еще могу вам сказку одна показать.
(Шапокляк показывает импровизацию сказки, но ее никто не понимает. Дети из зала участвуют в интерактивной игре «Репка»)
Почему: Вот как весело получается, когда собираются вместе друзья.
Отчего: Тебе, Шапокляк, нужно расширять свой кругозор, а не зацикливаться на своих вредностях. Позволь и нам дать тебе совет.
(Участник клуба читает стихотворение о книге)
Шапокляк: Хочу сказать, что я очень любознательная, люблю сунуть свой чудесный любопытный носик в чужие вопросы и дела.
Участник клуба(1): Тогда тебе будет интересно поучаствовать в нашем клубе для любознательных. «Вместе читаем, вместе отдыхаем, с книгой мир открываем»- под таким девизом проходят наши встречи в клубе.
Почемучка: Здесь собираются мои друзья почемучки – хорошие, добрые ребята, чтобы поучаствовать в викторинах и конкурсах. Знаешь, как интересно вместе искать ответы на разные вопросы, состязаться в знаниях и смекалке?!
Шапокляк: И что интересного и полезного я смогу у вас узнать?
Почемучка. Ну, например, знаете ли Вы, мадам Шапокляк, как произошло Ваше имя?
Шапокляк: Как откуда?! Э.Успенский придумал.
Почемучка: Имя тебе, конечно, дал писатель. А вот слово «шапокляк» означает разновидность цилиндра- головного убора. У него верхняя часть на пружинах: хлопнешь по ней, и шляпа сложится, станет, как блин. Слово «кляк» переводится с французского как «шлеп». Шапокляк надевают клоуны в цирке, и такую же шляпу носит и наша гостья.
Шапокляк: (удивленно) Ну, надо же! Имя получила от названия шляпы.
Шапокляк: Теперь вы примите меня в ваш клуб «Отчевочка»?
Почемучка: (смеется) Наш клуб называется «Почемучка». И мы, конечно же, рады будем стать тебе друзьями, но если Вы не будешь вредничать.
Шапокляк: Я постараюсь.
Почемучка: И для начала верните наши программки.
Шапокляк: (достает из сумочки программки, отдает Почемучке)
Почемучка: Можете одну оставить себе. А сейчас о наших ближайших мероприятиях расскажет руководитель клуба «Почемучка» — Лукьянова Валентина Ивановна.
(Руководитель клуба приглашает ребят принять участие в клубе, делает краткий обзор предстоящих мероприятий, нацеливает на чтение соответствующих книг)
Отчего: На свете есть много книг интересных,
Почему: Вопросов, загадок и сказок чудесных.
Участник клуба (1):
И пусть очень трудно во всем разобраться,-
Мы будем читать, в знаньях книг состязаться.
Участник клуба (2):
Все тайны познаем — нам так это нужно,
И все интересные книги прочтем.
Шапокляк:
Друг ругу поможем,
Что надо подскажем,
Руководитель клуба:
И даже на сцене
Спектакль вам покажем.
Почемучка: Вы к нам приходите, познайки, скорей,
Все вместе: Клуб «Почемучка» ждет новых друзей!

Литература:
1. Волина, В. 1000 игр с буквами и словами [Текст] / В. Волина. – Москва: АСТ-ПРЕСС, 1996. – 256 с.: ил.
2. Зачем белке хвост? [Текст] // Отчего и почему. – 2008. – № 4. – С. 3.
3. И о том, и о сем разговоры поведём [Текст] // Отчего и почему. – 2007. — № 5. – С. 18-19.
4. Кологрив, В. Страничка про зверей [Текст] / В. Кологрив// Отчего и почему. – 2004. — № 10. – С. 16-17.
5. Маслова, А. Слова с крылышками [Текст] / А. Маслова // Отчего и почему. – 2007. — № 9. – С. 14-15.

admin

От admin